Василий Никитич Татищев: «Человеку нужно век жить, век и учиться».

19.04.2021

Василий Никитич Татищев: «Человеку нужно век жить, век и учиться».

Личность Василия Татищева многогранна, изучая его жизненный путь и научное наследие, поражает круг его творческих интересов и деятельности, глубина его научных трудов. Творческое наследие В.Н. Татищева составляет более 100 работ. При этом главной сферой его жизни была военно – административная. Кандидат исторических наук, профессор кафедры истории, истории культуры и музееведения МГИК М.Д. Татищева отмечает: «При жизни В.Н. Татищева была опубликована лишь одна его работа в Англии и Швеции «Сказание о звере мамонте» на латыни. «История Российская» была издана лишь во второй половине ХVIII века.

Интерес к научному наследию Татищева проявляется в ХIХ веке, но лишь во второй половине ХХ века произошёл качественный прорыв в изучении наследия В.Н. Татищева. Благодаря трудам А.И. Андреева, С.Н. Валка, Б.А. Рыбакова, А.Г. Кузьмина, А.И. Юхта, М.Н. Тихомирова и других широкой публике стали известны все основные труды Татищева, подробно изучена его жизнь и деятельность. В 1995 года вышла «Библиография произведений В.Н. Татищева и литература о нём», насчитывающая более 1000 работ».

Вашему вниманию положения его научных трудов, вызывающие наибольший интерес при проведении бесед и экскурсий о нашем замечательном земляке в музее истории образования городского округа Солнечногорск.

В.Н. Татищев выделял трёхступенчатую систему образования, применённую в России при Екатерине Второй во второй половине ХVIII века. Он обосновал необходимость подготовки квалифицированных трудовых ресурсов, предложил модель ступенчатого профессионального образования, внедрил модульное обучение в профессиональное образование, соединил процесс обучения с практикой, объединил учебный процесс и воспитательную работу, заложил основы государственной поддержки детям из малообеспеченных семей и сиротам. Эти принципы актуальны и сегодня. Везде, где Татищев работал, он создавал школы. Урал 1721 год, Кунгур – словесная и математическая школы; 1733 – 1737 годы – горную, латинскую, немецкую. В 1736 году он пишет инструкцию «Учреждение, коим порядком учители русских школ имеют поступать». Классно – урочной системы не было, задания давались каждому ученику особо. В отношении ленивых допускались наказания, но не битьё.

В.Н. Татищев выделяет три этапа всемирного просвещения: 1) изобретение письма; 2) принятие христианства; 3) книгопечатание. Он отмечал, что славяноруссы ещё до Владимира Первого имели свою письменность и считал, что языки меняются в связи с переселением народов, установлением языковых контактов и другими историческими событиями.

Василий Никитич любил всё систематизировать и заниматься методологией науки. Все науки классифицировал в зависимости от значимости для общественной жизни и практической деятельности:

полезные (математика, архитектура, астрономия, язык и письменность, другие);

щегольские (музыка, рисование, поэзия);

любопытные (хиромантия, алхимия, астрономия);

вредные (суеверия).

Татищев первым в России указал на языки как памятник истории народа и предложил классификацию языков России. По мнению Татищева существуют три народа, которые упоминаются в древней истории: скифы, сарматы, славяне. Подробно отмечает состав каждой из них: народы сарматского языка: финны, удмурты, манси, остяки, ханты, мари, есты (эстонцы?) и т.д.

Народы татарского и калмыцкого языков – скифы: тюркская группа (татары, башкиры, туркмены, казахи, киргизы, узбеки); алтайская группа (калмыки, буряты, эвенки).

Народы странноязычные. К ним относятся народы крайнего севера: коряки, курилы, чукчи.

Народы славянского языка (аланы, аниты, склавины). К этой группе он относит сербов, болгар, чехов, поляков и русских.                                                                                     

Большое внимание в своих трудах Василий Никитич уделял духовно – нравственному воспитанию молодёжи. «Духовная», посвящённая сыну Евграфу, содержит наставления молодёжи, всего 8 частей. 1-ая часть «Главное есть вера»: ни при каких обстоятельствах не переменить веру, чтение книг церковных учителей, затем книги католических и протестантских авторов (противников).

2-ая часть посвящена светским наукам: важнейшие из них арифметика, геометрия, как главная часть инженерных наук, история, география, знание законодательства своего государства.

3-ая часть: любовь к родителям «Почитай отца и мать свою, чтобы продлить дни свои на земле». Основная мысль – дети должны подчиняться воле родителей.

4-ая часть – выбор супруги. Лучший возраст для брака у мужчины от 22 до 30 лет. Не обязательно невеста должна быть богатой, важно чтобы её родственники были хорошими людьми. Главное в будущей жене – «доброе состояние, разум и здравие».

5-ая часть – о службе царю и отечеству: «Ни от какой услуги, куда бы тебя не определили, не отрицайся и ни на что сам не называйся».

Последние 3 части разъясняют общественные и государственные обязанности дворянства.

Правила мудрости сформулировал в работе «Разговор 2-х приятелей о пользе наук и училищ». Его кредо – держаться благоразумной середины.

Правила В.Н.Татищева.               

1. Политические, которые помогают понимать законы общества.

2. Правила любви, учтивости и пристойности: «Чего себе не желаешь, того другим не твори».

3. Правила справедливости: они учат защищать своё достоинство и имущество.

4. Правила благоговения – это правила внутреннего и собственного, высшего благополучия, где соединены вера и разум.

5. Правила благоразумия, правила предосторожности, которые предостерегают человека от неблаговидных поступков.

Эти принципы В.Н.Татищев старался применять в своей жизни. Его идеи актуальны и для наших современников.


Т.В. Подвойская лектор музея истории образования городского округа Солнечногорск. 

Апрель 2021 года.

(Список использованной литературы доступен в музее истории образования городского округа Солнечногорск).


← Назад к списку новостей